«Всё течёт, всё изменяется», - говорил древнегреческий философ. Изменяется и наш язык, да так, что взрослые не всегда понимают своих детей. Учёные Саратовского государственного университета провели исследование: современным подросткам дали прочесть письмо девочки, которое она написала в 1939 году. Оказалось, что 2/3 существительных из того письма неизвестны нашей молодёжи. Проблемам изучения русского языка, развитию языковой нормы был посвящён V Международный педагогический форум «Языковая норма. Виды и проблемы», прошедший 3-4 декабря 2018 года в конгресс-центре гостиничного комплекса «Жемчужина» города Сочи. Волгоградскую область представляла руководитель Среднеахтубинского отделения всероссийской ассоциации учителей литературы и русского языка Светлана Николаевна Коробова.

 

В работе форума принимали участие более 500 педагогов школ и преподавателей вузов из 55 регионов России и представители более 20 стран. В рамках мероприятия проводились пленарные и секционные заседания, круглые столы, мастер-классы. Много внимания уделялось развитию детского чтения, речи школьников, что, безусловно, является актуальной темой, ведь именно в декабре в своём итоговом сочинении одиннадцатиклассники показывают умение владеть речью, читательскую компетентность.

 

К участникам форума обратилась Т.Ю. Синюгина, заместитель министра просвещения, которая зачитала обращение министра просвещения О.Ю. Васильевой. В обращении было отмечено, что форум является площадкой, позволяющей говорить о педагогических проблемах, новых инициативах, новых методиках. Такие мероприятия позволяют узнать об открытиях в области образования, а учителя должны больше общаться на разных площадках и в разных форматах.

Русский язык является языком народной дипломатии, ведь в Европе русский считают родным 120 млн. человек, немецкий – 30 млн., а английский лишь на третьем месте, который, безусловно, уступает «великому и могучему» по красоте и выразительности.

 

Выступающие отмечали, что позитивные изменения в обществе зависят от общей культуры каждого человека. Поэтому многие высказывались за обязательный экзамен по русскому языку среди государственных служащих, за повышение речевой культуры, культуры чтения.

Как совместить проведение урока со смартфоном? О приёмах обучения русскому языку с помощью инновационных технологий в одной из секций интересно рассказал преподаватель из Лодзи К. Дыянкевич. На уроках польские школьники играют, русскую лексику изучают на примерах современных российских песен. Так, слушая песню «Белые розы» группы «Ласковый май», ученики разгадывают кроссворд, находя нужные слова. С помощью различных программ школьники работают на своих телефонах, изучая русскую грамматику.

 

О проекте ассоциации учителей литературы и русского языка «Педагогический Транссиб: от Москвы до берегов Амура» рассказала профессор Московского педагогического государственного университета О.Н. Лёвушкина. Присутствующие на секции поддержали данный проект, высказываясь о практической значимости этого мероприятия для педагогов. Для провинциальных учителей это единственная возможность познакомиться с инновациями, педагогическими находками.

 

Можно много говорить о тематических направлениях работы форума, но для нас, учителей, главным было направление «Новые стандарты по русскому языку и литературы для современной школы». Теперь, используя новые методики, формы обучения, педагоги смогут ещё успешнее работать со своими учениками, подготавливая их к самостоятельной жизни.

Светлана Коробова,

руководитель Среднеахтубинского отделения ВОЛГАССУЛ,

учитель МОУ СОШ №1 р.п. Средняя Ахтуба