День второй. МетоДОН. 30 июля 2018 г.

 

Второй день ВМШ «ДОН-2» был насыщен методическими идеями. В первой половине дня до обеда «ученики» слушали академические доклады, открытые лекции, смотрели презентации на тему "Слово и цифра: закат просвещения или вызовы времени. Что делать?». Во второй половине дня познакомились с интегрированной формой проведения образовательного мероприятия «Политовские рыбалки» (литературно-экологический праздник на берегу Дона).

Часть 1 . Методический десант.

с 9.00 по 13.00. 14.00 по 15.30

Методический десант осуществляли: Л. А. Тропкина. Директор Лицея № 5 имени Ю. А. Гагарина /Волгоград/; Михаил Иванович Шаповалов, кандидат технических наук, доцент кафедры языкознания МПГУ, доктор инженерных наук (ФРГ) /Москва/; Людмила Васильевна Дудова, председатель КС АССУЛ, проректор МПГУ /Москва/; Марина Анатольевна Соловьёва, руководитель Ярославского отделения АССУЛ, директор подмосковной школы «Ленинские горки».

Словарь грядущего века.

Л. А. Тропкина. Директор Лицея № 5 имени Ю. А. Гагарина /Волгоград/

Некоторые историки говорят: «Цивилизация убивает культуру». Мы живем в век цифры. Мы «накрыты одеялом двоичного машинного кода», без которого любому современному человеку станет зябко и не по себе. Все вокруг прошито нитками сотовой связи с «WiFi заплатками». С появлением девайса, роботов и машин, облегчающих труд, люди кое-что потеряли. Наступил век «по нам грядущий» (как говаривал И.И. Ползунов). Наш инстинкт любознательности притупился. Если в голове появился вопрос, то ты, даже не попытавшись найти на него свой вариант ответа, путём логических рассуждений и применений имеющихся знаний, непременно обращаешься за помощью к «Википедии» «Гуглу», «Алисе», «Сири». Прочитал и забыл, услышал и забыл, в надежде, что в другой раз, когда эта же проблема тебя коснется, мистер Интернет придет на помощь. Мы уже не ходим в музыкальные магазины за пластинками, а в скором времени прекратим посещение книжных лавок. Мне кажется, что «окно IT технологий открыли слишком резко и всех нас здорово продуло» (Алексей Минин «Аналоговая жизнь в цифровом веке»). Мы простужены зависимостью от мобильного, социальных сетей и компактного электронного чтива. Если так пойдет и дальше, по градации касательного ускорения турбины индустрии и «нано технологий», нас ждет полностью автоматизированная жизнь, где нет места подлинным человеческим эмоциям и чувствам.

В связи с этим мы решили посвятить смену ВМШ «ДОН-2» примирению СЛОВА и ЦИФРЫ. Взаимопроникновению человеческого СЛОВА в виртуальную жизнь и виртуальной атрибутики в реальную жизнь.

Информационный век подходит к концу. Благодаря экранам мобильных устройств и интернету во всем мире мы сейчас вступаем в эпоху, которую можно назвать «век опыта». Или тот отрезок времени, где массивы информации надо умело применять. Сами по себе они уже ничего не дают.

- Когда в последний раз вы обновили свой статус на Facebook? Может быть, вы больше не делаете этого? А знаете, сколько человек все еще обновляют? Только 21 процент. Из 1,6 млрд пользователей Facebook. Причем оригинальных постов все меньше и меньше. Пользователи просто забирают то, что понравилось, не создавая ничего своего.

Поле состояния является иконой информационного века. Но тот период, когда доминировали настольные компьютеры и компании организовывали раздачу информации в мир, закончился. Сами компьютеры стали маленькими, технологии мобильными, а высокоскоростное подключение повсеместным.

Так что смерть статусов в социальных сетях – это всего лишь еще один показатель того, что человек уделяет время лишь на то, что ему больше нужно. На все времени давно не хватает. Информацию надо уметь использовать. Невозможно применить ее всю. То есть самого наличия информации уже недостаточно. Меняется контекст наших онлайн-взаимодействий. Он также определяется нашими подключенными устройствами. То есть смартфоны оттолкнули нас от ПК и заставили меняться.

Основная идея получения нового опыта – показать свою точку зрения, получив внимание. Никто не кричит в процессе, не комментирует. Истории, которые мы рассказываем друг другу в настоящее время, начинаются и заканчиваются визуально, что делает повествование более буквальным, чем когда-либо.

В век информации начало общения было информацией. На Facebook вы вводите в поле состояния свои метаданные, такие как ваше местоположение, используете смайлики, чтобы передать чувства, интонацию, эмоции. Этот информационный подход виден и в механизмах обратной связи Facebook – предварительно отобранных реакциях с шаблонами комментариев. Люди все больше похожи на роботов, живущих по заранее спроектированной программе.

Наши онлайн- и офлайн-идентичности сближаются, истории, которые мы говорим друг другу, теперь начинаются и заканчиваются визуально, так и инвестиции в каждый слой нового века ускоряют развитие опыта с помощью управляемых продуктов. Взятые вместе, эти тенденции приоткрывают дверь для нового золотого века технологий.

Добро пожаловать в «золотой век технологий», граждане глобального Интернета! Давайте творить мир, управлять им, менять смыслы, находить новые.

 

У меня в руках зонтик, который открывается наоборот, в непривычном направлении, пусть это будет девизом нашей смены: видим мир по-другому, меняем привычные смыслы, ищем новые пути, как и гласит надпись на зонтике «Смыслы, меняющие жизнь».

 

Компьютер и литература.

Михаил Иванович Шаповалов, кандидат технических наук, доцент кафедры языкознания МПГУ, доктор инженерных наук (ФРГ) /Москва/

Рассказал об основных  направлениях развития ИКТ в образовании; о технологиях смешанного и дистанционного обучения и о том, как они могут быть использованы педагогом.

Отдельные моменты лекции были посвящены развитию  критического мышления  и организации проектной деятельности обучающихся с помощью ИКТ. Лектор уделил внимание и роли работы с русским языком в процессе преподавания математики. Определил стратегию развития методики преподавания русского языка в условиях реализации современных образовательных стандартов

Поделился опытом создания нового типа презентаций (инфографика на основе временной линии); как можно использовать смартфоны в обучении.  Приводятся примеры использования инструментов WEB 2.0 в практической деятельности учителя.

Материалы лекции позволят педагогам не только повысить качество образования, но и оптимизировать свою профессиональную деятельность.

 

Может ли компьютер оценить эссе?

мастер-класс Михаила Ивановича Шаповалова.

Может ли машина написать сочинение? Оказывается, может. Михаил Иванович продемонстрировал текст, написанный искусственным интеллектом. С точки зрения орфографии и грамматики, он не вызывает нареканий, но вот со смыслом не всё гладко. Поэтому пока искусственному интеллекту под силу только проверка эссе, написанных нами, людьми. Он может просчитать количество повторов, определить бедность или богатство нашей лексики. Словом, возможности создания оценочного алгоритма большие. Не за горами время, когда ЕГЭ будет полностью проверяться машиной. Реалии «грядущего века».

Цифровая школа на пороге в новый век.

Людмила Васильевна Дудова, председатель КС АССУЛ, проректор МПГУ /Москва/

Что такое новый приоритетный проект “Цифровая школа”?

  • “Цифровая школа” входит в проект “Современная цифровая образовательная среда”
  • Контентный ресурс “Цифровой школы” — Российская электронная школа, разработанная на базе Московской электронной школы
  • Внедрение цифровых технологий со школьного периода и формирования навыки работы с ними
  • Развитие способности использовать массивы информации, освобождение силы для творчества и повышения эффективности труда
  • Учителя должны реализовывать проект совместно со школьниками
  • Все учебные заведения должны быть оснащено высокоскоростным интернетом

 

  • Необходимо масштабное техническое оснащение школ, но начинать работать можно с имеющимся инструментарием

Проектное краеведение.

Марина Анатольевна Соловьёва, руководитель Ярославского отделения АССУЛ, директор подмосковной школы «Ленинские горки».

Марина Анатольевна поделилась опытом организации проектной деятельности в рамках краеведения, подчеркнув важность её даже в государственном значении – снижение миграции. Показав алгоритм создания Центров любой местности (от области до школы), Марина Анатольевна попросила отряды создать карту «Донских зорь», определив на ней промышленные, культурные, исторические, литературные, спортивные объекты, описав из ключевыми словами.

«Ученики» за 30 минут создали карты, на которых «Донские зори» стали историческим и культурным объектом с промышленными зонами и местами спортивного отдыха.

Защита проектов стала интересным заключением первой части «МетоДОНа». Каждая карта была креативной и оригинальной. Особо можно выделить карту-спиннер и карту-песок времени.

С большой заботой от организаторов были восприняты чайные перерывы каждый час!

Одной из методических находок стали «Кириллические часы» (вместо цифр буквы кириллицы), которые отбивали каждый час «Время чая».

А созывал всех на занятия гимн ВМШ «ДОН»: «Чтобы нам не засидеться, братцы, мы решили на форум собраться! Русь молодая вперёд с оптимизмом, будем работать на благо Отчизны». Он стал своеобразным позывным всех мероприятий.

Часть 2 . «ЗакиДОН» - Политовская рыбалка

с 9.00 по 13.00. 14.00 по 15.30

«Звенит над Доном стих Политова»

«Политовская рыбалка» - ЗакиДОН.

Литературно-экологический праздник на берегу Дона, посвящённый донскому писателю Виктору Ивановичу Политову.

Вырос я на улице у Дона

В.И. Политов

Место проведения: берег Дона в базе отдыха «Донские зори».

Дата проведения – 30 июля 2018 г.

Время проведения – 16.00 – 19.00

В программе: поэзия, рыбалка, байдарки, соревнования, песни…

Организаторы – Природный парк «Усть-Медведицкий» (рук. Владимир Иванович Синицын), Территориальная (районная) организация профсоюза образования Серафимовичского района (председатель Синицына Зоя Ивановна) при поддержке Администрации Серафимовичского района, а также отделов образования, культуры и охраны природы.

Во время «Политовских рыбалок» звучат стихи поэта, ловится рыба, варится уха, сочиняются стихи. Словом, скучать не приходится.

Рыбалки проходят в апреле, так как приурочены к дню рождения поэта. Почему именно рыбалки? Потому что Виктор Иванович был поэтом-рыбаком:

Я – рыбак!

Мой дед был рыбаком и я рыбак,

И рыбу ловим мы, не губим…

Политовские рыбалки – это и полезное времяпрепровождение за приятным делом, но, в большей степени, это знакомство с творчеством писателя – «Певца Донского края»

Очень хотелось бы, чтобы про «Политовские рыбалки узнали бы как можно больше людей и приезжали на Дон на это мероприятие, чтобы обязательно проросли

«ЖИВЫЕ ЗЁРНА СЛОВ»:

Язык наш русский сказочно богат,

На нём мы обращаемся к Богам,

На божью мать ссылаемся так часто,

На нём поём о счастье и несчастье.

Язык наш – наше зеркало души.

Мы в нём наги, плохи иль хороши.

И как тут ни хитри, и как ни льсти,

Язык наш не удастся провести.

Сценарный план мероприятия.

Театрализованный пролог «Политовские рыбалки на ДОНу»

- открытие фотовыставки «ПриДОНский храм Виктора Политова».

- Конкурс 1 «Подбери фрагмент из литературного наследия В.Политова к фотокартинам донской природы;

- интересные факты из литературной жизни В.И. Политова с демонстрацией фоторабот;

Конкурс 2.     «ЗакиДОНская рыбалка»

Первый этап - подготовительный – «Рыбацкая сноровка» :

- команда готовит рыбацкую снасть (из предлагаемого, организаторами, набора рыболовных атрибутов участники собирают снасть (удочка, донка, закидушка);

- команда (часть команды) готовят наживку (копают червей, ловят кузнечиков, сами делают хлебные шарики или тому подобные наживки (кукуруза, горох, колбаса и т.п.).  

Второй этап – спортивный – «Гонки» на байдарках

- часть команды (не более 3-х человек) плывут на байдарках за набором продуктов к рыбацкому столу (на небольшом (до 500 м.) удалении от берега устанавливается плот (лодка) на которой размещаются продукты для приготовления ухи, жарки рыбы, чая и т.д., которые участники команды должны привести к своему столу);

Третий этап – кулинарный – «ДОНская уха»

- участники, из предлагаемого набора продуктов, готовят уху или другие (на их усмотрение) походные блюда;

(предусмотрены номинации: «Самая аппетитная уха», Самая изысканная уха», Самая наваристая уха», Самая оригинальная уха», «Самая народная уха», «Пальчики оближешь», «Лучший кулинар».)

Конкурс 3.   «Политовские рыбалки на ДОНу»

Первый этап – литературный - «Политовские рыбалки на ДОНу» - представители команд сочиняют произведение малой литературной формы в одной из номинаций:

- «Зелёная лира приДОНья» - о природе донского края;

- «Не в моря впадают реки, а в сердца людские» - о реке Дон;

- «Чем-то мила мне судьба рыбака» - о рыбалке;

- «Люби меня, любимая, и не смотри с опаскою» - любовная лирика «на природе»;

Второй этап - творческий – «ПриДОНские знатоки и таланты»

-

- конкурс на знание пословиц о природе и рыбалке;

- конкурс загадок;

- конкурс на лучший анекдот;

- конкурс на лучшее чтение стихотворения на тему рыбалки;

- конкурс на лучшее исполнение частушки.

Примечание :

- при проведении отдельных конкурсов команды делятся по числу этапов данного конкурса, не задействованные в проводимых этапах участники создают группу поддержки;

- предлагается ознакомить участников команд о предстоящем конкурсе заблаговременно;

- не возбраняется - «домашние заготовки» по всем без исключения этапам, в том числе речевки, плакаты и т.д., а также свои наборы специй, продуктов для кулинарного конкурса.

 

Заключительная часть «Политовской рыбалки»- ЗакиДОН - песни у костра.

8 9020920149 – Владимир Иванович

8 9044002170 Людмила Вячеславовна

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.